О том, что, где и как проверяли, рассказали в Союзе Потребителей Украины и Международной Академии Стандартизации.
Что и где проверяли
Для проведения исследований выбрали 6 популярных компаний: БРСМ Нафта, WOG, AVANTAGE 7, UPG, ANP и КЛО. На каждой из станций закупали образцы самых доступных видов горючего. Проверяли по нескольким параметрам: качество, безопасность, пролив и соответсвенность документов, а так же ритейлы АЗС на наличие простроченных товаров, их регистрации и квалификации персонала. В ходе исследований был обнаружен ряд нарушений на каждой из проверяемых станций. Олег Цильвик, исполнительный директор МАС (Международной Академии Стандартизации), уточнил, что проверялись лишь сетевые и популярные АЗС из-за того, что бюджет был ограничен. Он отметил, что поскольку показатели более престижных станций оказались недостаточно качественными, проверять несетевые точки с априори низшим уровнем качества было бы пустой тратой денег.
Про бензин
С 2018 года в Украине действует единственный стандарт для бензина и дизельного топлива «Евро-5». В результате исследований бензина был забракован только один образец, взятый на станции БРСМ – из-за малого октанового числа. Это не влияет на безопасность использования автомобиля, но может наносить вред самому транспорту.
Про дизельное топливо
С дизелем возникли проблемы, опять-таки, у БРСМ: в их продукции обнаружили меньшую температуру возгорания, нежели предусмотрено нормой. А это уже показатель безопасности: такое горючее легко воспламеняется и может спровоцировать пожар в автомобиле.
Про газ
В ходе исследований было забраковано три образца газа по показателям наличия сероводорода, общего уровня серы и остатка после испарения: те же БРСМ, AVANTAGE 7 и WOG. Это показатели качества и экологической безопасности.
Пролив
Пролив – это проверка на то, доливают ли на станциях нужное количество топлива. Для устройств предусмотрена погрешность в 0,5%, но большинство станций пользуются этим как нормой. Кстати, на большинстве автозаправочных станций многим потребителям отказывают в проведении пролива, хотя на некоторых он может быть даже бесплатным. Недолив был обнаружен на UPG и ANP. В бесплатном проливе отказали на БРСМ, UPG и ANP. Кроме того, БРСМ и ANP отказывались от процедуры даже с оплатой.
Про товары
Максим Несмиянов, исполнительный директор СПУ (Союза Потребителей Украины), рассказал, что на станциях БРСМ И UPG бнаружены товары с просроченным сроком годности на 1-3 года. А бургеры, которые должны храниться при температуре -8 лежали 18 дней при плюсовой температуре. Когда Максим попросил утилизировать испорченный товар, сотрудники отказались.
Что в итоге
Больше всего проблем нашли у БРСМ – как с топливом, так и с другими аспектами. Лучшие показатели топлива оказались в UPG, хотя они же и отличились наибольшим количеством нарушений в сфере ритейла. Олег Цильвик отметил, что лучше всех отреагировала администрация WOG. Они провели дополнительные исследования и признали, что у них есть проблемы с продукцией, которые необходимо решить. Даже обещали выделить отдельное финансирование для этих целей. Также Максим отметил интересный факт: эксперты заехали на станцию MIG nafta в Южноукраинске, хотя ее не было в списке. Их внимание привлек заправщик станции, который курил возле баллона с дизельным топлевом. Когда исследователи начали интересоваться, почему он не придерживается правил безопасности, оказалось что работник находился в нетрезвом состоянии и начал хамить и матерится.